Независимая оценка качества образования

Результаты оценки качества образования

   Основным инструментарием оценки качества дошкольного образования являются Шкалы мониторинга качества дошкольного образования (Шкалы МКДО). Шкала МКДО предусматривает 5-уровневую систему оценивания на основе показателей качества, сгруппированных в 9 областях:

1. Образовательные ориентиры;

2. Образовательная программа;

3.Содержание образовательной деятельности;

4. Образовательный процесс;

5. Образовательные условия;

6. Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;

7. Взаимодействие с родителями;

8. Здоровье, безопасность и повседневный уход;

9. Управление и развитие. 

        Для оценивания качества образования в процессе МКДО используется сочетание внутренней и внешней моделей оценивания, а также интегрированный анализ результатов оценки.

        Модель внутренней оценки качества дошкольного образования используется при проведении внутреннего мониторинга качества образования в ДОО и включает:

- самооценку педагогов ДОО.

- внутреннюю оценку качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками и обеспечивающей их деятельности ДОО.

        На основании результатов оценивания совершенствуется система управления качеством образования в группах и в ДОО в целом, разрабатываются программы развития группы и ДОО.

        Отчет о внутренней оценке качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО служит основой для проведения последующего этапа внешней оценки качества дошкольного образования в ДОО.

        Модель внешней оценки качества используется при проведении этапа внешнего мониторинга качества дошкольного образования и включает:

- независимую оценку качества образования родителями/ законными представителями воспитанников ДОО.

- внешний экспертный мониторинг качества деятельности (выездной).

        По итогам комплексного анализа качества образовательной деятельности составляются аналитические отчеты на уровне ДОО, муниципалитетов, субъектов РФ и на федеральном уровне формируются рекомендации по развитию качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО.

        Данные мониторинга помогут педагогам дошкольного образования и другим сотрудникам ДОО выявить зоны рисков в своей профессиональной деятельности, разработать план по профессиональному самосовершенствованию и повышению квалификации.

        Изучив и применив рекомендации МКДО образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере дошкольного образования, смогут усовершенствовать эффективное управление качеством образовательной деятельности в ДОО.

        Также мониторинг направлен на привлечение внимания к проблеме информационной доступности детских садов для родителей/законных представителей. На основании данной информации родители смогут принять решение о выборе образовательной организации для своего ребенка с учетом территориальных и социальных факторов, а также узнать есть ли условия для образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и принимать участие в образовании своего ребенка.

        Благодаря сбору, обработки, систематизации и анализу данных мониторинга сформируется надежная основа для реализации функций контроля за осуществлением образовательной деятельности в сфере дошкольного образования, а также для принятия решений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления системой образования РФ.

Показатели качества образовательных условий в дошкольных образовательных организациях

Кадровые условия

 «Наличие у руководителя ДОО требуемого профессионального образования» полностью подтвержден. Заведующий ДОУ имеется высшее образование по направлению подготовки «Менеджмент».

 Обеспеченность ДОО педагогическими кадрами;

Образовательные учреждения, реализующие программы дошкольного образования  укомплектованы квалифицированными педагогическими кадрами.

Образовательный процесс осуществляют 13 педагогов из них:

  • воспитатели – 9 чел.;
  • учитель-логопед – 1 чел.;
  • музыкальный руководитель – 1 чел.;
  • педагог-психолог – 1 чел.;
  • инструктор по физической культуре – 1 чел.;

   Наличие первой квалификационной категории у педагогических работников;

Педагогов с первой квалификационной категорией – 2 чел.,

Наличие высшей квалификационной категории у педагогических работников;

Педагогов с высшей квалификационной категорией – 7 чел.,

Своевременность получения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) педагогическими работниками.

Все педагоги и заведующий ДОУ своевременно получают дополнительное профессиональное образование и проходят курсы повышения квалификации, что способствует повышению качества дошкольного образования.

Наличие у педагогических работников высшего образования (по профилю №

Педагогических работников с высшим образованием – 12 чел.,

 Развивающая предметно-пространственная среда

Развивающая предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микро пространств для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами 3-5 человек. Все материалы располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей. Cоздавать условия общения со сверстниками. Необходимо также предусмотреть «уголки уединения», где ребенок может отойти от общения, подумать помечтать. В группах создаются различные центры активности:

  • центр познания обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры,  речевые  игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты);
  • центр творчества обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);
  • игровой центр обеспечивает организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;
  • литературный центр обеспечивает литературное развитие дошкольников;
  • спортивный центр обеспечивает двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей.

Несмотря на то, что центры активности имеют разные названия, предполагают различные виды деятельности, оборудованы разнообразными материалами, каждый из них дает ребенку возможность получать социальное, эмоциональное, интеллектуальное развитие.

Каждый центр активности – маленькая творческая мастерская, наполненная разнообразными, стимулирующими деятельность материалами, развивающими играми, дидактическими материалами. В центрах всё полностью доступно. Все материалы, коробки, центры подписаны, снабжены этикетками. 

Дети свободно перемещаются между центрами. Время, проводимое в каждом из центров, может быть разным у каждого ребенка. Если дети увлечены игрой, они творчески используют материалы и реже перемещаются из одного центра в другой, больше времени проводя за определенным занятием.

        В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная пространственная  среда для развития двигательной активности должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, а так же обеспечивать и гарантировать, охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей. Во всех группах ДОУ имеются  центры двигательной  активности   поскольку здесь ребенок может реализовать свои потребности в двигательной активности, приобщится к здоровому образу жизни.

Самостоятельная двигательная активность детей определяется наличием конкретных знаний о разных способах выполнения упражнений с использованием физкультурного оборудования.

При подборе физкультурного оборудования существенное значение имеет учет особенностей физического развития детей и возрастных этапов формирования моторики.

          Территория детского сада - важное составляющее звено развивающей предметно-пространственной среды. Игровые площадки соответствует гигиеническим требованиям и обеспечивает удовлетворение потребностей детей в движении и развитии. Покрытие площадки песчаное, с утрамбованным грунтом, не оказывающего вредного воздействия на детей. Для защиты детей от солнца и осадков имеется веранды. Игровая площадка соответствует возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников. На игровых площадках имеется игровое оборудование для обеспечения двигательной активности, для сюжетно-ролевых игр. В свободном доступе воспитанников имеется игровое оборудование для сюжетно-ролевых, дидактических и игр с водой и песком, для подвижных игр и трудовой деятельности, для художественно-эстетического, познавательного и речевого развития. На территории ДОУ имеется спортивная площадка - это место для организации различных физических упражнений и подвижных игр на воздухе, которые укрепляют здоровье детей, повышает их работоспособность. А также оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние детей. Это пространство представляет детям естественные условия для того, чтобы побегать, попрыгать, подвигаться без всяких ограничений. Все они окрашены в яркие цвета, что создает атмосферу праздника и радости.

Особенности предметно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

Для детей с нарушением речи – это книги с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слов, предложения, иллюстрированные материалы для закрепления и автоматизации звуков и т.п.

Для детей с нарушением интеллекта – предметы для развития перцептивных действий, предметы для развития сенсорной сферы, реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины, подборки простого иллюстрированного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей.

Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата – разнообразные шнуровки по темам, мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки, сухие бассейны, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.

 Психолого-педагогические условия

       Педагоги ДОУ проявляют уважение ко всем детям, обращают внимание детей на эмоциональное состояние друг друга, обучают способам взаимодействия, в том числе способам решения конфликтов.

       Педагоги ДОУ оказывают недирективную помощь детям, предоставляют возможность для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей. В ДОУ наблюдается партнерская позиция взрослого, взаимное уважение между воспитателем и детьми, принятие их чувств. Чаще всего она используется в процессе организации самостоятельной игровой, познавательной, трудовой и коммуникативной деятельности детей.

        В дошкольном образовании сегодня существенно меняются приоритеты, на основе которых собственно проектируется вариативный процесс воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. В нашем ДОУ внимание обращено на такие формы, методы и средства образования, которые в наибольшей степени учитывают особенности психической и социальной деятельности ребенка.

Поэтому образовательный процесс выстраиваем таким образом:

  • в ходе организованной образовательной деятельности учитываем возрастные возможности и интересы детей;
  • организуем образовательную деятельность в форме совместной игры;
  • организуем игру в совместной деятельности с одним ребенком, небольшой группой детьми или всеми таким образом, чтобы в ней участвовал каждый ребенок;
  • обучение проводим в спокойном тоне;
  • откликаемся на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, а в случае невозможности их осуществления спокойно объясняем причину;
  • в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности находим время и возможность обратиться к каждому ребенку по имени, даем возможность проявить интерес и выполнить задания правильно.

Наша цель состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Поэтому необходимо создать условия личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Образовательный процесс направлен не только на расширение осведомленности ребенка об окружающем, важны воспитательные цели, ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала. Выстраиваются партнерские взаимодействия взрослого с ребенком.

• Профессиональное взаимодействие педагогов с детьми.

• Психологическое сопровождение образовательного процесса.

• Создание эффективных механизмов социального партнерства с семьями воспитанников. Ребенок в пространстве семьи (ориентация на семью и ценности семейных отношений).

Основной формой организации совместной деятельности педагога и детей является непосредственно образовательная деятельность (НОД). При проведении НОД как основного вида деятельности детей дошкольного возраста мы включаем в процесс обучения эффективные формы работы с детьми: ИКТ, проектную деятельность, игровую, проблемно-обучающую ситуацию в рамках интеграции образовательных областей.

Выбор форм и методов работы, используемых на НОД и в режимных моментах, воспитатель выбирает сам. При организации НОД и в режимных моментах используются традиционные методы и приемы (практические, наглядные, словесные, игровые, перцептивные - чувственное воспитание).

Учитывая особенности организации работы дошкольниками, воспитатель должен уметь интегрировать содержание образовательных областей в целостный педагогический процесс, охватывающий все виды детской деятельности. Интеграция-подчинение единой цели воспитания и обучения элементов содержания, методов и форм в рамках образовательной системы. Цель интеграции – способствовать всестороннему развитию ребёнка, который познаёт объект с разных сторон.

Работу в образовательной деятельности с дошкольниками строится так, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволяет сделать работу ребят менее утомительной, насыщенной. Игровые ситуации помогают создать положительную установку на обучение и развитие, что является необходимой предпосылкой успешного усвоения материала.

Таким образом,   в дошкольном возрасте необходимо организовать оптимальные условия для дальнейшего формирования учебной активности, развития творческой, инициативной личности ребенка.

В детском саду осуществляется защита детей от всех форм физического и психического насилия. Воспитанники ДОУ находятся в поле зрения педагогов, педагоги не ограничивают естественный шум в группе, не используют методы, которые могут испугать или обидеть ребенка, адекватно реагируют на жалобы детей. Осуществляется профилактика профессионального выгорания у педагогов.

      Показатели качества взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье)

Действующие коллегиальные органы управления:

Педагогический совет;

Общее собрание трудового коллектива;

Управляющий совет;

Родительские советы;

Методический совет;

Профсоюз работников ДОУ.

      По результатам изучения удовлетворенности семьи образовательными услугами (анкеты, опросы) 100 представителей родительской общественности ДОУ (97,5%) высказывают удовлетворенность семьи образовательными услугами (проведено анкетирование в конце года).

       Показатели качества по обеспечению здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу

Деятельность  ДОУ соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям

Регламентированными  нормативными документами: Санитарно-гигиенические условия  определены нормативными документам: «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"; требованиям комплексной безопасности, что подтверждено актами и заключениями проверок условий размещения детского сада, соответствия оборудования и содержания территории детского сада, помещений, их оборудования и содержания.

Замечания со стороны Роспотребнадзора за предшествующий год отсутствуют.

         Особое значение в воспитании здорового ребёнка играют физкультурные занятия. Педагоги  используют  разнообразные  формы работы с детьми:

  • утренний прием детей на свежем воздухе (в теплый период года);
  • проведение утренней гимнастики (на свежем воздухе в теплый период года);
  • физкультурных минуток, динамических пауз, игр с движениями в свободной деятельности;
  • организованная двигательная деятельность согласно учебному плану (с обязательным проведением одного занятия на свежем воздухе);
  • музыкально-ритмические движения;
  • спортивные досуги и развлечения.

Информация о проведенных мероприятиях регулярно размещается на официальных сайтах образовательного учреждения.

В ДОУ организован регулярный мониторинг за состоянием здоровья воспитанников, утверждены локальные акты по сохранению и укреплению здоровья детей, разработаны и утверждены инструкции по охране жизни и здоровья воспитанников. Разработана программа здоровьесбережения. Реализуется система лечебно-профилактической работы.  Осуществляется контроль за соблюдением санитарно противоэпидемического режима и профилактических мероприятий. Ежегодно организуются профилактические осмотры детей специалистами МУЗ ЦРБ Жирновского района 

 Регламентированы процессы организации рационального и сбалансированного питания и питья с учетом СанПиН. В ДОУ питание детей соответствует заявленному меню; ежедневно доступна информация о питании; соблюдается сервировка столов в группах; осуществляется индивидуальный подход в процессе питания, регулярный контроль и надзор за работой пищеблока. Оборудование и площадь пищеблока позволяют соблюдать поточность технологического процесса приготовления пищи: соблюдается режим питания, выполняются натуральные нормы питания, проводится витаминизация третьего блюда.

Питание – один из важных факторов, обеспечивающих нормальное течение процессов роста, физического и нервно-психического развития ребенка. Ухудшение качества питания приводит к снижению уровня защитно-приспособительных механизмов детского организма и возможному увеличению аллергических реакций, способствует росту болезней органов пищеварения. Поэтому именно качеству питания в нашем детском саду уделяется повышенное внимание. Одна из главных задач детского сада – это обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья. Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действиям инфекций и др. неблагоприятных факторов внешней среды.

Основными принципами организации питания в нашем учреждении являются:

  • соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам ребенка;
  • сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых пищевых веществ;
  • максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона;
  • правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а также высокие вкусовые качества блюд;
  • оптимальный режим питания, обстановка, формирующая у детей навыки культуры приема пищи;
  • соблюдение гигиенических требований к питанию (безопасность питания).

Обеспечение безопасности внутреннего помещения ДОО (группового
и внегруппового):

  • имеется ограждение по всему периметру территории ДОУ;
  • установлена система наружного видеонаблюдения – 100%;
  • установлена  система автоматической пожарной сигнализации с выводом на пульт «01» пожарной части – 100%;
  • имеются в наличии  необходимые  средства пожаротушения – 100%;
  • установлена кнопка тревожной сигнализации – 100%;
  • установлена система голосового оповещения сотрудников – 100%.

Работники ДОУ  проходят регулярное обучение по ТБ, охране труда и действиям в чрезвычайных ситуациях.

В образовательном учреждении имеются разработанные локальные акты, устанавливающие требования к обеспечению комплексной безопасности обучающихся.

Показатель «Обеспечение комплексной безопасности в ДОО» полностью подтвержден. В ДОУ создана система нормативно-правового регулирования комплексной безопасности, предусмотрено регулярное обучение коллектива по ТБ, ОТ, ЧС и др.; имеются локальные нормативные акты, устанавливающие требования к безопасности помещения и территории ДОУ, предназначенной для прогулок воспитанников на свежем воздухе, определены правила безопасности при проведении экскурсий и других мероприятий на территории ДОУ (положения, инструкции, приказы, решения, акты, паспорта безопасности, памятки, планы, отчеты, журналы, схемы охраны, графики дежурств Ведется необходимая документация для организации контроля над чрезвычайными ситуациями и несчастными случаями.

Принципы проведения оценки качества образования

Независимая оценка качества образовательной деятельности

Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в целях предоставления участникам отношений в сфере образования информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации.

Независимая оценка качества образования - оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie